21/03/2018 - 16:00 [ ]Voodoo Graphics с двумя TMU в SLI режиме - фантастика или реальность?

ОГЛАВЛЕНИЕ:

  • Voodoo Graphics с двумя TMU в SLI режиме - фантастика или реальность?

Приветствую!

В данной статье речь пойдет об уникальном проекте Advanced 3DFX Voodoo Graphics Replica. Проект разработал и осуществил наш соотечественник, Антон, известный на ModLabs под ником zx-c64. Проект Advanced 3DFX Voodoo Graphics Replica (далее: Advanced SST) представляет из себя плату, несущую на себе один чип FBI и два текстурника TMU, каждый чип снабжен 2Мб EDO памяти, суммарно 6Мб. И более того, платы снабжены интерфейсом SLI, то есть суммарная формула двух плат, работающих в SLI, выглядит, если проводить параллели с более поздними видеокартами, как 2х2: 2 параллельных конвейера с двумя текстурными модулями на каждом, этакий аналог Voodoo 2 в SLI режиме, или, если уж совсем дать фантазии разгуляться, аналог чипа от заклятого врага, NVIDIA GeForce 2 MX (Эк меня унесло куда-то не туда:)).

Напомню на всякий случай, если вы не сталкивались с картами Voodoo Graphics раньше, что типичная карта Voodoo 1 имеет только один TMU и суммарно 4Мб видеопамяти (информацию о компании 3dfx, и о платах Voodoo 1, в частности, можно найти в Википедии, так что не буду здесь заниматься копипастом). И уж точно не поддерживали SLI, у них даже разъема под это дело не было (ну, если не считать платы от компании Quantum3D, те каких только плат не делали). Но про ускорители от Quantum3D несколько позже.

Чипсет работает традиционно на частоте 50МГц, умеет Direct3D и Glide/OpenGL под Windows 9x, имеет полную совместимость с DOS-играми девяностых годов с поддержкой Glide (это предстоит еще проверить). 

Сегодня мы проверим работу Advanced SST в играх и бенчмарках в среде Windows 98SE, в первую очередь, игры с поддержкой Glide/OpenGL, но и Direct3D тестам уделим внимание, хотя с ними и пришлось повозиться J.

Итак, в чем будем тестировать: 

Тесты в Glide/OpenGL:

GLQuake v.0.97

Quake 2 v.3.20

HalfLife v.1.0.0.9

Unreal Gold v226

Unreal Tournament v.451

 

Тесты в Direct3D: 

3DMark 99 MAX

3DMark 2000

Expendable

 

Все игры и тесты старые, широко известные, расписывать их особенности не вижу смысла, все будет понятно по результатам тестов.  

Итак, приступаем!

Карты приехали довольно быстро, от Почты России мне сразу пришла SMS с трекнамбером, так что я отслеживал весь путь посылки.

Наконец, посылка приехала, в целости и сохранности:

 Посылка

 Честно признаться, вскрывал посылку с некоторой дрожью, и, наконец, вот они, карты в моих руках:

 Advanced SST

 Быстрый внешний осмотр и сразу в стенд на проверку:

 Запуск

 

Надо сказать, что со стендами получилось все не так просто, изначально планировалось использовать следующую конфигурацию:

 

ASUS TUSL2-C

Pentium III 1000MHz

512MB PC133

 СтендСтенд2

Pentium III 1000

Однако именно на этом стенде у карт Voodoo1 возникли серьезные проблемы в D3D тестах, да и вообще, карты не были видны в DOS тесте mojo. Как объяснил Антон, дело в иной организации и расположении слотов PCI на платах на чипсете i815, чем на i440BX который использовал он. После долгих мучений, перебора материнских плат, CPU, памяти, было решено обратиться к стенду на i440BX:

 

ASUS P3B-F

Celeron 1000MHz

512MB PC100

 Celeron 1000

Далеко не сразу все получилось, но потом, при использовании драйверов от компании Quantum3D, дело пошло, и Direct3D тесты были пройдены успешно. Что касается разницы в стендах, в частности, использования разных процессоров, то для большинства карт разницы не было никакой, исключение – Velocity 100 c 2 TMU в HalfLife, вот ему подавай максимально производительный процессор (или наоборот, игре вынь да положь самый быстрый проц для оптимальной работы на Velocity? Чет запуталсяJ). 

Итак, встречайте, Advanced SST:

 Advanced SST 01

 Advanced SST 02

 Advanced SST 03

Advanced SST 04

Найдите 10 различий, как говорится, это разные карты:)

Advanced SST 06

Advanced SST 07

Но не тестировать же карты просто так, в одиночку, встречайте соперников, ну, или партнеров по тестированию, кому как:

 Diamond Monster 3D PCI 4Mb

 Diamond Monster 3D 4Mb

 Типичная Voodoo1 карта. 2Мб на фреймбуфер, 2Мб на текстуры. Лидер по производительности и качеству на рынке 3D-ускорителей в 1996-97 годах. Просто лидер, недаром любую карту, умеющую хоть что-то в 3D, называли ТридээфиксомJ

 Canopus Pure 3D 6Mb

 Canopus Pure 3D 6Mb

 Voodoo1 карта с увеличенным до 4Мб объемом текстурной памяти.

 STB Voodoo 2 1000 12Mb

 STB Voodoo 2 1000 12Mb

 Voodoo 2 во всей красе с максимальным объемом видеопамяти. Настоящий монстр, рвавший всех и вся в свое время.

 Diamond Fusion 16Mb

 Diamond Fusion Banshee 16Mb

 Voodoo Banshee, вторая попытка сделать карту all in one (2D+3D) после Voodoo Rush. Вы спросите, а где же в тестировании Voodoo Rush? В небытии, туда ему и дорога, простите, если задел чьи-то чувства. Крайне неудачная попытка была сделать универсальную карту. А Banshee вполне ничего себе получилась, дешево и сердито.

 Из категории дешево и сердито и следующая карта от 3Dfx: Velocity 100. По сути, это обрезок от Voodoo 3 с уполовиненным объемом памяти и отключенным в Glide-приложениях одним текстурником. Планировался 3Dfx в OEM сегмент компьютеров, но не слишком удачная была  попытка. Зато в умелых руках геймера-оверклокера преображалась сказочно: при включении второго TMU и разгоне догоняла значительно более дорогостоящие Voodoo 3 и Riva TNT 2. Это уже совсем не эпоха первых Voodoo, включена в тестирование по предложению Игоря ака White.

 3Dfx Velocity 100 8Mb

 

Из стана заклятых друзей было решено взять три видеокарты.

 ASUS V3000 4Mb (Riva 128)

 ASUS V3000 4Mb

 Первая коммерчески успешная видеокарта NVIDIA Riva 128 была создана на чипе NV3, и лицензии на выпуск тут же были розданы многочисленным производителям. Имела серьезные проблемы с качеством изображения в играх на момент выпуска, что-то потом удалось пофиксить в драйверах, однако, часть проблем оказались аппаратными, и так и не были решены.

 ASUS V3000ZX 8Mb (Riva 128ZX)

 ASUS V3000ZX 8Mb

 Хотелось бы сказать, наследник Riva 128, ан нет, эта все та же Riva 128 с увеличенным объемом памяти до 8Мб, но шина памяти была урезана до 64бит со 128 на оригинальной Riva 128, плюс увеличена частота RAMDAC.

Creative CT6710 16Mb (Riva TNT)

 Creative CT6710 16Mb

 Вот истинный наследник Riva 128,  чип NV4 пришел на смену NV3, и изменил ситуацию на рынке видеокарт, не сразу, конечно, но это был первый гвоздик в крышку гроба 3Dfx, но последняя звоночек не услышала, за что впоследствии и поплатилась.

 Со всеми ускорителями, не умеющими самостоятельно работать в 2D, использовалась карта Matrox Millennium II 4Mb

 Matrox Millennium II 4Mb 

Сводная таблица характеристик ускорителей/видеокарт 

Видеокарта

Драйвер

Частота, МГц

Конвейер

TMU на

конвейер

ПСП шины памяти, бит

Voodoo 1 4Mb

3.00.01

50/50

1

1

64+64

Voodoo 1 6Mb

3.00.01

50/50

1

1

64+64

Advanced SST 6Mb

3.00.01

50/50

1

2

64+64+64

Voodoo 2 12Mb

3.02.02

90/90

1

2

64+64+64

Banshee 16Mb

4.12.01.1222

100/110

1

1

128

Velocity 8Mb

4.12.01.0666

143/143

1

1(2)

128 (64?)

Riva 128

4.11.01.0337

100/100

1

1

128

Riva 128ZX 8Mb

4.11.01.0337

100/100

1

1

64

Riva TNT 16Mb

4.13.01.2183

90/110

2

1

128

 

Но наконец, переходим к тестам.

 GLQuake

 В GLQuake наш Advanced SST чувствует себя, как рыба в воде: задействован и второй текстурный блок, и SLI прекрасно работает. В 800х600 повержена даже Voodoo 2, и если бы не «читерский» Velocity, предложенный White’ом, быть ему в лидерах! Видеокарты NVIDIA не представлены здесь, ибо тест только под Glide.

 Quake 2

 Во втором Квейке все тоже неплохо, но Voodoo 2 вырывается вперед.

 HalfLife

 В HalfLife все прекрасно, 60 fps в 640х480 и почти 45 в 800х600 дают насладиться игрой в полной мере.

 Unreal Gold

 В Unreal мы опережаем Риву ТНТ, которая работает с включенным V-Sync. Почему она так работает? Если его отключить, на экране появляются жуткие артефакты, играть с ними будет только убежденный поклонник садо-мазо.

 Unreal Tournament

 Unreal Tournament огорчил, в 800х600 связка SLI не завелась, зато в 640х480 мы (почти) впереди планеты всей (смотрим на результаты остальных Voodoo 1 карт).

 

 Наконец, переходим к тестам в Direct3D. Ох, сколько бессонных ночей было потрачено в попытках подружить i815, Advanced SST и референсные драйвера. Все без толку, счет разгромный не в мою пользу (сколько раз в сутки я перезагружал и переустанавливал Windows в различных сочетаниях драйверов и настроек! 20-30? God knows!)

В итоге, смирившись, задействовал резервный стенд на ASUS P3B-F с Celeron 1000MHz, и, поставив драйвер от Quantum3D, получил рабочую систему с поддержкой SLI.

 Интересно, что связка Advanced SST определяется как Obsidian 100DB-4220:

 Advanced SST settings

 Хотя такой карты у Quantum3D не было:

 Quantum 3D tables

 Advanced SST SLI 3DMark2000 settings 

 В 3DMark99 и 2000 на Advanced SST не работает мультитекстурирование, хотя толк от SLI есть. И обратите внимание, какой буст приносят Canopus Pure 3D «лишние» два мегабайта текстурной памяти!

 3DMark 99 MAX

 3DMark 2000

 

В Expendable все неплохо, мы на уровне Riva TNT, работает и мультитекстурирование и SLI. Обращает на себя поведение Banshee: в 800х600 дичайший fps (притом, с качеством все хорошо). А в 640х480 в первые секунды умопомрачительный макс. fps больше 100, и затем вылет на рабочий стол. Наверное, это победить как-то можно, но цель статьи не в этом.

 

Expendable

 Заключение.

 

Если не считать мучений с тестами в Direct3D, я получил настоящий кайф, возясь с этими картами. Хочу выразить Антону огромную благодарность, за то, что он дал мне шанс прикоснуться к легенде. Ибо это карты, которые фактически никогда не были в широкой продаже (уж эти-то точно не былиJ), я имею в виду Quantum3D, редко кому даже увидеть удавалось, а уж протестировать…

Подводя итог, связка Advanced SST в SLI вполне способна навязать конкуренцию и Voodoo 2 и Riva TNT, по крайней мере в Glide играх под Windows. И лично у меня нет сомнений, что она обеспечит скорость с избытком в любой игре под  DOS. Так ли это, узнаем во второй части.

 В заключение, еще раз напомню адрес блога zx-c64 с подробностями о проекте, не раскрытыми в статье:

Advanced 3DFX Voodoo Graphics Replica

 Если есть замечания или пожелания по данной статье:

Обсудить можно здесь.

<< Назад Далее >>



Рубрики: Видеокарты