Форумы Modlabs.net: Лучшие звуковые карты для DOS игр. Выбор, настройка, оптимизация. - Форумы Modlabs.net

Перейти к содержимому

  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Лучшие звуковые карты для DOS игр. Выбор, настройка, оптимизация.

#161 Пользователь офлайн   dizzydevil 

  • Member
  • PipPipPip
  • Группа: Участник клуба Voodoo Masters
  • Сообщений: 256
  • Регистрация: 12 Январь 09

Отправлено 23 Ноябрь 2012 - 11:02

Он ее использует как цель получить звук по оптике в ДОС и завести на нее предварительно основные звуковушки.
0

#162 Пользователь офлайн   White 

  • Белый человер
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Группа: Главный Администратор
  • Сообщений: 12 292
  • Регистрация: 16 Июль 05

Отправлено 23 Ноябрь 2012 - 11:09

Ай, точно, ну только если так.
0

#163 Пользователь офлайн   aleksej 

  • Advanced Member
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Группа: Участник клуба Voodoo Masters
  • Сообщений: 564
  • Регистрация: 11 Июнь 06

Отправлено 23 Ноябрь 2012 - 11:49

White, дедуктивный метод? :) На практике куча сюрпризов, как от самих карт - когда оригинал не работает на железе не своей эпохи, например, или несовместим с железкой, стоящей по соседству, - так и от софта, который просто опрашивает порты и посылает данные на них, не определяя, что там вообще висит - оригинал, не оригинал или вообще - сетевая карта какая-нибудь. И в итоге тут два пути. Или оставляешь то, что удовлетворительно работает У ТЕБЯ, НА ТВОЕМ ЖЕЛЕЗЕ и с большинством ТВОИХ любимых игрушек. То есть, софт первичен и к нему привязываешь совместимое железо. Или собираешь музейный экспонат, нашпигованный аутентичным железом ради него самого.
0

#164 Пользователь офлайн   White 

  • Белый человер
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Группа: Главный Администратор
  • Сообщений: 12 292
  • Регистрация: 16 Июль 05

Отправлено 23 Ноябрь 2012 - 12:00

aleksej, я соглашусь, что нужно подбирать железо под вкус и софт, это очевидно. И с этой точки зрения я ни разу не критикую выбор Руслана. Я высказываю свою личную позицию. Просто если представить себе парк игр под DOS, для которого подобрано железо и который прекрасно функционирует. Но вот появляется новая игра и отказывается работать на подобранном железе. А игра, допустим, классная. Встаёт вопрос совместимости. Именно поэтому я считаю актуальным более широкий подход, который подразумевает приоритетный выбор в зависимости от текущего софта, но сделан такой выбор на основе нативного железа, которое с высокой долей вероятности совместимо с теми проектами, которых у меня ещё нет.
0

#165 Пользователь офлайн   aleksej 

  • Advanced Member
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Группа: Участник клуба Voodoo Masters
  • Сообщений: 564
  • Регистрация: 11 Июнь 06

Отправлено 23 Ноябрь 2012 - 12:13

Я, также понимая, что идеала не существует, сохраняя совместимость со старыми игрушками минимум 50/50 (что бы самые любимые игры обязательно были в 50% совместимых, а их от силы десяток), готов остальные 50% запускать из DOSBox'а. Но зато совместимой половине даю оторваться на широком ассортименте устройств вывода звука и избыточной для них общей системной производительности.
0

#166 Пользователь офлайн   White 

  • Белый человер
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Группа: Главный Администратор
  • Сообщений: 12 292
  • Регистрация: 16 Июль 05

Отправлено 23 Ноябрь 2012 - 12:15

aleksej, у меня порядка 50 игр под DOS, ещё набор для Windows 9x и минимум для XP. Я под этот парк подбираю и звуки и видео, но предпочитаю для решения задачи не эмуляторы и совместимые девайсы, а оригиналы.
0

#167 Пользователь офлайн   aleksej 

  • Advanced Member
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Группа: Участник клуба Voodoo Masters
  • Сообщений: 564
  • Регистрация: 11 Июнь 06

Отправлено 23 Ноябрь 2012 - 12:33

Это понятно, мы тут в большинстве своем предпочитаем то же самое. Но, когда я понимаю, что ради очень небольшого числа игр, хоть и интересных, но не входящих в список моих самых любимых, я должен собрать отдельную систему на несколько поколений старее и в десятки раз менее производительную основной и таким образом дополнительно засрать жилое пространство, и так скромное; да и включать ее буду "по праздникам" - я, конечно, выбираю DOSBox. Если бы DOOM, например, отказывался работать на чем-либо старше первого пентиума, я бы сидел на первом пентиуме - огромном, пыльном, занимающим с CRT экраном половину стола первом пентиуме, а современный софт и сеть юзал на каком-нибудь нетбуке. Потому что в DOOM даже по прошествии 19 лет по несколько часов в неделю играю, все с тем же удовольствием. Но он на нынешнем моем, довольно спорном железе бегает отлично.
0

#168 Пользователь офлайн   RUS 

  • Advanced Member
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Группа: Участник клуба Voodoo Masters
  • Сообщений: 896
  • Регистрация: 07 Декабрь 11

Отправлено 24 Ноябрь 2012 - 03:31

dizzydevil, никого я уничтожать не собираюсь, Игорь просто забыл о цифре и рассудил с обычных позиций о возможностях карты. Однако и здесь рассудил неверно :). На мой взгляд, конечно.

Просмотр сообщенияWhite (Вчера, 11:09) писал:

ну только если так

Не только. Карта имеет прекрасный собственный WT, вполне аутентичный себе самому и нисколько не уступающий другим хорошим WT, это раз. Карта имеет два сепаратных интерфейса-401, начисто лишённых глюков, характерных для "оригинальных" SB/AWE, это два. Карта замечательно справляется с обязанностями SB Pro, в отличие от оригинальных SB16, которые в режиме SB Pro не выдают всех положенных звуков, это три. Ну и, наконец, цифра. Помимо того, что она присутствует на карте нативно для собственного WT, все звуки основного микшера приходят на неё без потерь и наводок, характерных для выходного аналогового тракта. На фоне остальных ISA-плат она звучит чистейше (через SPDIF, конечно), прослезиться можно! Далее, подключить к ней EMU8000 тоже можно по цифре, итого мы имеем полностью цифровой вариант AWE. Только лишь гусь придётся запускать в терратек по аналогу, однако выходной тракт гуся настолько хорош, так же как и вход терратека, что потери и дополнительный фон будут незаметны, если с фонендоскопом не прислушиваться.

Остаётся единственная головная боль, это посредственное аналоговое качество SB16, если мы хотим прикрутить и его тоже сюда. И до сих пор я не могу докопаться до истины, может ли терратек работать как SB Pro совместно с картой SB16/AWE, перепробовал на трёх матерях, терратек не инициализируется вообще, пишет, что нет искомых файлов, хотя все необходимые файлы положены рядом. Думаю, это связано с тем, что DOS я запускаю с компактов, и есть определённые проблемы с распределением памяти и обращением к дискам. На основном компе, где я запускаю Win98 в режиме DOS, вся инициализация проходит успешно. Но в него AWE32 CT3900 не лезет, а тестить я хочу с ней и только с ней. Короче говоря, мучаю себя, как последний полудурок, из-за того, что мне смертельно не хочется вынимать материнку из системника.
0

#169 Пользователь офлайн   White 

  • Белый человер
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Группа: Главный Администратор
  • Сообщений: 12 292
  • Регистрация: 16 Июль 05

Отправлено 24 Ноябрь 2012 - 17:01

RUS, вот читаю твои изыскания и понимаю, что путь к совершенству бесконечен... Как-то мне сейчас показалось, что до успеха у тебя всего пара шагов и при таком раскладе ты можешь получить качественный SB Pro, нормальный OPL3 с хорошей ревизией SB 16, цифровую овцу и гуся, а также примочки в виде дочек, например от Yamaha. Подумаю на досуге об этом, а ты не ленись! Доковыривай идею!
0

#170 Пользователь офлайн   RUS 

  • Advanced Member
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Группа: Участник клуба Voodoo Masters
  • Сообщений: 896
  • Регистрация: 07 Декабрь 11

Отправлено 25 Ноябрь 2012 - 02:58

Верно, и свобода выбора в плане примочек остаётся довольно большой. Два внешних DIN для двух тонгенераторов - сюда можно повесить всё, что угодно, что кушает сигналы миди. Гребёнка на терратеке - тоже пожалуйста, роланд-ямаха-кристал-корг-креатив, всё, что только удастся найти. Если получится подружить с SB16 на AWE32 - тогда ещё одна гребёнка под дочку будет, но правда уже с худшим звучанием и, вероятно, худшей стабильностью, чем на самом терратеке. Если не получится подружить с SB16 на AWE32 - тогда есть резервный вариант, который ко мне уже едет - Goldfinch, и тоже с цифрой! (но тогда я останусь без SB16, к сожалению) И ещё остаётся один свободный четвёртый слот. Наверное, под SW60XG (MT-32 в печь, заранее прошу не бить мордой об асфальт :)). Любопытство берёт верх, сегодня распотрошу комп с итоксом, соберу EWS64XL+AWE32 "на коленке", погляжу, чавой-то буде.

УРА! УРА! УРА! Думаю, все всё поняли. Подробнее напишу потом, интереснейший опыт получился! Я просто вне себя от восторга.
0

#171 Пользователь офлайн   White 

  • Белый человер
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Группа: Главный Администратор
  • Сообщений: 12 292
  • Регистрация: 16 Июль 05

Отправлено 25 Ноябрь 2012 - 11:26

RUS, поздравляю! Давай, пиши как и что.
0

#172 Пользователь офлайн   RUS 

  • Advanced Member
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Группа: Участник клуба Voodoo Masters
  • Сообщений: 896
  • Регистрация: 07 Декабрь 11

Отправлено 25 Ноябрь 2012 - 19:18

Спасибо! Добился-таки во многом благодаря терратеку, другие саундбластеры/совместимые давно бы показали кукиш в виде конфликта одинакового формата, а этой хитрожопой карте всё нипочём. Тут, думаю, всё дело в одной её возможности (к её чести сказать, из очень многих других), которую создатели сознательно заложили в неё изначально и которая даже упоминается в документации. Но об этом позже. Просто обожаю терратек!
Итак, первое и главное: SB Pro и SB16 реально присутствуют и работают оба независимо друг от друга! Порядок инициализации карт не имеет значения, лишь бы ресурсы не пересекались. Ни одна игрушка не смущается, хавает обе карты за милую душу! Остальное - уже детали, кому неинтересно - не читайте.

В первую очередь хотелось бы сказать о небольшом минусе, а именно об FM синтезе. Дело в том, что игрушки соглашаются обращаться к нему только по адресу 388 (если я не прав и чего-то не знаю - поправьте). На AWE32 выборочно отключить FM нельзя. На терратеке - можно (боже, что за классная карта - лирич. отступл.) либо присвоить адрес 100, что для игр бесполезно. На практике получается так, что если на обеих картах FM=388, то никакие ошибки не вылетают, а конфликт разрешается очень просто: все игры ВСЕГДА используют FM терратека, независимо от переменных BLASTER. Чтобы использовать FM авешки, надо зайти в EEPROM терратека и отключить его FM, далее перезагруз. Чтобы вернуться на FM терратека, то же самое опять через EEPROM и снова перезагруз. Неудобно.

Теперь об остальном приятном.
Вот так выглядит инициализация:

SET BLASTER=A260 I7 H3 D5 T330 E660 T6
DIAGNOSE /S
AWEUTIL /S
MIXERSET /MA:255;0 /VO:255;0 /MI:255;0

EWSINIT -F -B <файл-мидибанк>

И всё. Ресурсы терратека выставляются в EEPROM, не затрагиваются инициализатором и работают фиксированно независимо ни от каких переменных окружения. Так что строго говоря на этой PnP плате SB Pro как таковой вовсе не является PnP. Я присвоил им такие значения:
IO=220 I=5 D=1 MIDI-1=300 MIDI-2=320 FM=388-включить/отключить по желанию (адрес 100, как я уже сказал, не прокатывает)
Можно в конце поменять SET BLASTER в пользу терратека (220-5-1), и тогда некоторые игрушки, которые при своём запуске всегда ориентируются на окружение BLASTER, будут играть через терратек. Если SET BLASTER вернуть в пользу авешки, то в этих играх произойдёт переключение соответственно на неё. Но так не во всех играх, иным играм окружение BLASTER совершенно по фигу.

Теперь примеры играбельности звука:
DOOM2
- использует SFX и MIDI в любых сочетаниях на обеих картах, как угодно. Настройки без проблем через SETUP.EXE

MORTAL KOMBAT
- послушно следует за переменными BLASTER. Играет без проблем на обеих картах. На авешке играет не все звуки (тот самый баг SB16 в режиме SB Pro).

BLOOD
- аналогично DOOM2

WOLF3D
- всегда играет через терратек, даже если SET BLASTER в пользу AWE. Ей по фигу. Единственное - можно заставить её играть FM-музыку через овцу, выключив FM на терратеке, как я описал выше.

PRINCE OF PERSIA
- отлично играет через обе карты, надо только задать адрес 220 или 260 в сетапе. Здесь активно используется OPL, на авешке мне однозначно приятнее слушать, чем на кристале-4232 терратека, звук мягкий, натуральный, можно сказать "интеллигентный" что ли, хотя это дело вкуса, на терратеке тоже есть свой колорит, звук мощный напористый.

MORTAL KOMBAT 3
- вот здесь я по-настоящему пожалел, что SB16 не отдаёт сигнал в цифре. Игра без проблем играет звук через обе карты, SB16 здесь раскрывается во всей красе по сравнению с SB Pro. Адреса выставляются в сетапе.

И в заключение опишу один курьёз, одновременно возвращаясь к вопросу о возможной причине беспроблемной совместной работы обеих карт. Курьёз этот для многих покажется приятным. Он вылез неожиданно в игре PRINCE. Я выбрал в сетапе адрес овцы (260), сижу слушаю, вроде всё норм, OPL изменился характерно для AWE, и вдруг до меня доходит, что звук очень чистый, ясный, кабель присоединён к терратеку (по цифре), а не к авешке. Как это авешка может чисто играть свой OPL через цифровой выход терратека, будучи НЕ соединена с ней линейным кабелем?!! Выбегаю в сетап, ставлю 220, гружу, слушаю - OPL звучит кристаловский SB Pro. Выбегаю в сетап, ставлю 260, гружу, слушаю - OPL креативовский, чистый, по цифре, НИ ОДИН кабель от авешки при этом никуда не идёт. Что за хрень? И тут я вспомнил, что в документации терратека упоминается о возможности одновременной работы в одном компьютере до 4 или 8 (точно не помню) терратеков, при этом один главный, через который выводится звук, остальные как бы slave, ресурсы не занимают, а делят одни и те же с "главной" картой (по большому счёту "главной" карте всё равно, какие ресурсы занимают другие, просто она берёт с них звук через шину ISA). Но там тогда требуется какая-то настройка драйвера, если не ошибаюсь. Может быть, здесь этот трюк как-то и сработал, терратек принял OPL креатива "за своего" и каким-то образом стянул звук с него по шине ISA. В других игрушках, более поздних, в которых используется уже не OPL, эта фишка не срабатывает, необходимо соединить карты аналоговым линейным кабелем. EMU8k это тоже касается.

Вот так всё работает. Я считаю это успехом, причём исчерпывающим!

Есть два вопроса к знатокам:
1) можно ли использовать FM-синтез по адресу 100 и если да, то как это сделать? А то игрушки играют только при 388.
2) многие игры ругаются на значения IRQ больше 7 и меньше 5. Если ставишь 10, то просят please set 7 or less, а если ставишь 2, то говорят что-то вроде is not possible, maybe not set or conflicting IRQ. Я взял значения 5 и 7, но ведь есть же ещё и гусь! Как лучше распределить прерывания между тремя, а не двумя картами?
0

#173 Пользователь офлайн   White 

  • Белый человер
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Группа: Главный Администратор
  • Сообщений: 12 292
  • Регистрация: 16 Июль 05

Отправлено 25 Ноябрь 2012 - 19:43

Цитата

1) можно ли использовать FM-синтез по адресу 100 и если да, то как это сделать? А то игрушки играют только при 388.

Есть игры, в которых можно менять адрес, но их мало, я помню 1 или 2, но не помню их названия. Так что, лучше 388.

Цитата

2) многие игры ругаются на значения IRQ больше 7 и меньше 5. Если ставишь 10, то просят please send 7 or less, а если ставишь 2, то говорят что-то вроде is not possible, maybe not set or conflicting IRQ. Я взял значения 5 и 7, но ведь есть же ещё и гусь! Как лучше распределить прерывания между тремя, а не двумя картами?

Гуся придётся сажать на IRQ 11, но тогда, как уже говорил aleksej, в играх на движке build и ещё каких-нибудь играх для GUS, он попросту не будет играть.
0

#174 Пользователь офлайн   RUS 

  • Advanced Member
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Группа: Участник клуба Voodoo Masters
  • Сообщений: 896
  • Регистрация: 07 Декабрь 11

Отправлено 25 Ноябрь 2012 - 19:58

Движок build, насколько я помню объяснение Алексея, вообще не дружит с гусями, с любыми прерываниями. Кстати, именно Блад не переносит прерывания, отличные от 5 и 7. А Дум2 нормально относится к IRQ=2, но не переваривает больше 7.
0

#175 Пользователь офлайн   White 

  • Белый человер
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Группа: Главный Администратор
  • Сообщений: 12 292
  • Регистрация: 16 Июль 05

Отправлено 25 Ноябрь 2012 - 19:59

RUS, Blood на Build. Он прекрасно переносит IRQ 7 для GUS.
0

#176 Пользователь офлайн   RUS 

  • Advanced Member
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Группа: Участник клуба Voodoo Masters
  • Сообщений: 896
  • Регистрация: 07 Декабрь 11

Отправлено 25 Ноябрь 2012 - 20:00

Переносит, согласен, но при этом хрипит и трещит, как сволочь.
0

#177 Пользователь офлайн   White 

  • Белый человер
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Группа: Главный Администратор
  • Сообщений: 12 292
  • Регистрация: 16 Июль 05

Отправлено 25 Ноябрь 2012 - 20:00

RUS, у меня проблем не замечено. Посмотрю ещё разок, конечно.
0

#178 Пользователь офлайн   RUS 

  • Advanced Member
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Группа: Участник клуба Voodoo Masters
  • Сообщений: 896
  • Регистрация: 07 Декабрь 11

Отправлено 25 Ноябрь 2012 - 20:20

Короче говоря, я пока не знаю, как раздать прерывания трём картам. Когда будет готов разветвитель, примусь и за эту проблему. Боюсь, до конца для всех игр её не решить.
0

#179 Пользователь офлайн   White 

  • Белый человер
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Группа: Главный Администратор
  • Сообщений: 12 292
  • Регистрация: 16 Июль 05

Отправлено 25 Ноябрь 2012 - 21:08

RUS, я предложу тебе использовать для эффектов GUS везде, где только это возможно, а для остальных оставить запасной вариант в виде одного из Sound Blaster'ов. Думаю, только так удастся удовлетворить максимальное количество игр.
0

#180 Пользователь офлайн   RUS 

  • Advanced Member
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Группа: Участник клуба Voodoo Masters
  • Сообщений: 896
  • Регистрация: 07 Декабрь 11

Отправлено 25 Ноябрь 2012 - 22:20

White, иными словами, ты предлагаешь мне действовать через MENUITEM. Но таким способом можно подружить хоть двадцать карт, это неинтересно и беспонтово. Гораздо прикольнее, когда ты в сетапе игры, как на ладони, перебираешь все возможные варианты, не прибегая к помощи волшебных Ctrl-Alt-Del.

Интересно, гусь будет работать с IRQ 6? Я бы отключил ради этого флоп. Вот уж что-что, а флоп в натуре раз в год юзаю.
0

Поделиться темой:


  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

1 человек читают эту тему
0 members, 1 guests, 0 anonymous users