Лучшие звуковые карты для DOS игр. Выбор, настройка, оптимизация.
#161
Отправлено 23 Ноябрь 2012 - 11:02
#163
Отправлено 23 Ноябрь 2012 - 11:49

#164
Отправлено 23 Ноябрь 2012 - 12:00
#165
Отправлено 23 Ноябрь 2012 - 12:13
#166
Отправлено 23 Ноябрь 2012 - 12:15
#167
Отправлено 23 Ноябрь 2012 - 12:33
#168
Отправлено 24 Ноябрь 2012 - 03:31

Не только. Карта имеет прекрасный собственный WT, вполне аутентичный себе самому и нисколько не уступающий другим хорошим WT, это раз. Карта имеет два сепаратных интерфейса-401, начисто лишённых глюков, характерных для "оригинальных" SB/AWE, это два. Карта замечательно справляется с обязанностями SB Pro, в отличие от оригинальных SB16, которые в режиме SB Pro не выдают всех положенных звуков, это три. Ну и, наконец, цифра. Помимо того, что она присутствует на карте нативно для собственного WT, все звуки основного микшера приходят на неё без потерь и наводок, характерных для выходного аналогового тракта. На фоне остальных ISA-плат она звучит чистейше (через SPDIF, конечно), прослезиться можно! Далее, подключить к ней EMU8000 тоже можно по цифре, итого мы имеем полностью цифровой вариант AWE. Только лишь гусь придётся запускать в терратек по аналогу, однако выходной тракт гуся настолько хорош, так же как и вход терратека, что потери и дополнительный фон будут незаметны, если с фонендоскопом не прислушиваться.
Остаётся единственная головная боль, это посредственное аналоговое качество SB16, если мы хотим прикрутить и его тоже сюда. И до сих пор я не могу докопаться до истины, может ли терратек работать как SB Pro совместно с картой SB16/AWE, перепробовал на трёх матерях, терратек не инициализируется вообще, пишет, что нет искомых файлов, хотя все необходимые файлы положены рядом. Думаю, это связано с тем, что DOS я запускаю с компактов, и есть определённые проблемы с распределением памяти и обращением к дискам. На основном компе, где я запускаю Win98 в режиме DOS, вся инициализация проходит успешно. Но в него AWE32 CT3900 не лезет, а тестить я хочу с ней и только с ней. Короче говоря, мучаю себя, как последний полудурок, из-за того, что мне смертельно не хочется вынимать материнку из системника.
#169
Отправлено 24 Ноябрь 2012 - 17:01
#170
Отправлено 25 Ноябрь 2012 - 02:58

УРА! УРА! УРА! Думаю, все всё поняли. Подробнее напишу потом, интереснейший опыт получился! Я просто вне себя от восторга.
#172
Отправлено 25 Ноябрь 2012 - 19:18
Итак, первое и главное: SB Pro и SB16 реально присутствуют и работают оба независимо друг от друга! Порядок инициализации карт не имеет значения, лишь бы ресурсы не пересекались. Ни одна игрушка не смущается, хавает обе карты за милую душу! Остальное - уже детали, кому неинтересно - не читайте.
В первую очередь хотелось бы сказать о небольшом минусе, а именно об FM синтезе. Дело в том, что игрушки соглашаются обращаться к нему только по адресу 388 (если я не прав и чего-то не знаю - поправьте). На AWE32 выборочно отключить FM нельзя. На терратеке - можно (боже, что за классная карта - лирич. отступл.) либо присвоить адрес 100, что для игр бесполезно. На практике получается так, что если на обеих картах FM=388, то никакие ошибки не вылетают, а конфликт разрешается очень просто: все игры ВСЕГДА используют FM терратека, независимо от переменных BLASTER. Чтобы использовать FM авешки, надо зайти в EEPROM терратека и отключить его FM, далее перезагруз. Чтобы вернуться на FM терратека, то же самое опять через EEPROM и снова перезагруз. Неудобно.
Теперь об остальном приятном.
Вот так выглядит инициализация:
SET BLASTER=A260 I7 H3 D5 T330 E660 T6
DIAGNOSE /S
AWEUTIL /S
MIXERSET /MA:255;0 /VO:255;0 /MI:255;0
EWSINIT -F -B <файл-мидибанк>
И всё. Ресурсы терратека выставляются в EEPROM, не затрагиваются инициализатором и работают фиксированно независимо ни от каких переменных окружения. Так что строго говоря на этой PnP плате SB Pro как таковой вовсе не является PnP. Я присвоил им такие значения:
IO=220 I=5 D=1 MIDI-1=300 MIDI-2=320 FM=388-включить/отключить по желанию (адрес 100, как я уже сказал, не прокатывает)
Можно в конце поменять SET BLASTER в пользу терратека (220-5-1), и тогда некоторые игрушки, которые при своём запуске всегда ориентируются на окружение BLASTER, будут играть через терратек. Если SET BLASTER вернуть в пользу авешки, то в этих играх произойдёт переключение соответственно на неё. Но так не во всех играх, иным играм окружение BLASTER совершенно по фигу.
Теперь примеры играбельности звука:
DOOM2
- использует SFX и MIDI в любых сочетаниях на обеих картах, как угодно. Настройки без проблем через SETUP.EXE
MORTAL KOMBAT
- послушно следует за переменными BLASTER. Играет без проблем на обеих картах. На авешке играет не все звуки (тот самый баг SB16 в режиме SB Pro).
BLOOD
- аналогично DOOM2
WOLF3D
- всегда играет через терратек, даже если SET BLASTER в пользу AWE. Ей по фигу. Единственное - можно заставить её играть FM-музыку через овцу, выключив FM на терратеке, как я описал выше.
PRINCE OF PERSIA
- отлично играет через обе карты, надо только задать адрес 220 или 260 в сетапе. Здесь активно используется OPL, на авешке мне однозначно приятнее слушать, чем на кристале-4232 терратека, звук мягкий, натуральный, можно сказать "интеллигентный" что ли, хотя это дело вкуса, на терратеке тоже есть свой колорит, звук мощный напористый.
MORTAL KOMBAT 3
- вот здесь я по-настоящему пожалел, что SB16 не отдаёт сигнал в цифре. Игра без проблем играет звук через обе карты, SB16 здесь раскрывается во всей красе по сравнению с SB Pro. Адреса выставляются в сетапе.
И в заключение опишу один курьёз, одновременно возвращаясь к вопросу о возможной причине беспроблемной совместной работы обеих карт. Курьёз этот для многих покажется приятным. Он вылез неожиданно в игре PRINCE. Я выбрал в сетапе адрес овцы (260), сижу слушаю, вроде всё норм, OPL изменился характерно для AWE, и вдруг до меня доходит, что звук очень чистый, ясный, кабель присоединён к терратеку (по цифре), а не к авешке. Как это авешка может чисто играть свой OPL через цифровой выход терратека, будучи НЕ соединена с ней линейным кабелем?!! Выбегаю в сетап, ставлю 220, гружу, слушаю - OPL звучит кристаловский SB Pro. Выбегаю в сетап, ставлю 260, гружу, слушаю - OPL креативовский, чистый, по цифре, НИ ОДИН кабель от авешки при этом никуда не идёт. Что за хрень? И тут я вспомнил, что в документации терратека упоминается о возможности одновременной работы в одном компьютере до 4 или 8 (точно не помню) терратеков, при этом один главный, через который выводится звук, остальные как бы slave, ресурсы не занимают, а делят одни и те же с "главной" картой (по большому счёту "главной" карте всё равно, какие ресурсы занимают другие, просто она берёт с них звук через шину ISA). Но там тогда требуется какая-то настройка драйвера, если не ошибаюсь. Может быть, здесь этот трюк как-то и сработал, терратек принял OPL креатива "за своего" и каким-то образом стянул звук с него по шине ISA. В других игрушках, более поздних, в которых используется уже не OPL, эта фишка не срабатывает, необходимо соединить карты аналоговым линейным кабелем. EMU8k это тоже касается.
Вот так всё работает. Я считаю это успехом, причём исчерпывающим!
Есть два вопроса к знатокам:
1) можно ли использовать FM-синтез по адресу 100 и если да, то как это сделать? А то игрушки играют только при 388.
2) многие игры ругаются на значения IRQ больше 7 и меньше 5. Если ставишь 10, то просят please set 7 or less, а если ставишь 2, то говорят что-то вроде is not possible, maybe not set or conflicting IRQ. Я взял значения 5 и 7, но ведь есть же ещё и гусь! Как лучше распределить прерывания между тремя, а не двумя картами?
#173
Отправлено 25 Ноябрь 2012 - 19:43
Цитата
Есть игры, в которых можно менять адрес, но их мало, я помню 1 или 2, но не помню их названия. Так что, лучше 388.
Цитата
Гуся придётся сажать на IRQ 11, но тогда, как уже говорил aleksej, в играх на движке build и ещё каких-нибудь играх для GUS, он попросту не будет играть.
#174
Отправлено 25 Ноябрь 2012 - 19:58
#176
Отправлено 25 Ноябрь 2012 - 20:00
#177
Отправлено 25 Ноябрь 2012 - 20:00
#178
Отправлено 25 Ноябрь 2012 - 20:20
#179
Отправлено 25 Ноябрь 2012 - 21:08
#180
Отправлено 25 Ноябрь 2012 - 22:20
Интересно, гусь будет работать с IRQ 6? Я бы отключил ради этого флоп. Вот уж что-что, а флоп в натуре раз в год юзаю.