Нам энтузиастам нелегко, нас мало. Ещё меньше среди нас тех, кто не только хочет, но и может создавать по-настоящему уникальные вещи, те, у кого есть свежий взгляд на любимые устройства из прошлого. Одним из таких людей является, известный многим под ником zx-c64, разработчик старых-новых устройств из России. Из-под его «пера» вышли графические ускорители на базе таких чипов от 3dfx, как SST-1, Avenger и даже Napalm. Последний, к слову, пока купить нельзя. Каково это в 2020-м году воспроизводить устройства ~20-ти летней давности? Какие проблемы приходится преодолевать? На эти и другие вопросы редакции modlabs ответит сам zx-c64, а вы сможете задать свои в этой ветке нашего форума.
MODLABS: Привет. В последнее время среди энтузиастов в России и в мире образовался неподдельный интерес к тем устройствам, которые ты разрабатываешь и продаёшь. Мы не можем остаться в стороне и хотим тебе задать несколько вопросов. Ответишь?
ZX-C64: Привет. Да, вполне, только ответы я привык давать точные и по делу, так что будь готов к тому, что написать книгу на их основе не выйдет :-)
MODLABS: Ну, что ж, хорошо. Тогда приступим. Является ли разработка электроники твоей профессией, или же это хобби?
ZX-C64: Было хобби, пока не стало требовать слишком много времени, сейчас уже трудно придумать определение этому.
MODLABS: Помимо разработки электронных изделий, коллекционируешь ли ты компьютерное железо и, если да, то что больше всего тебе нравится собирать?
ZX-C64: Нет, избавился от этой привычки и не жалею. Наверное, слишком мало жизненного пространства вокруг меня для этого.
MODLABS: Какие устройства тебе нравится проектировать больше всего и почему?
ZX-C64: Необычные по внешнему виду и/или функционалу. Потому, что таких еще не было (примером могут служить ускорители серии Lost Joker. прим. Ред.)
На фото - Lost Joker 2 - Гибридный графический ускоритель на базе 3dfx Voodoo 3 + PowerVR PCX2 PCI производства zx-c64
MODLABS: Играешь ли ты во что-либо на том железе, которое ты делаешь, или же для тебя важнее всего сам процесс разработки, а игры – дело сугубо пользовательское?
ZX-C64: Не играю практически. Времени мало.
MODLABS: Откуда ты черпаешь вдохновение для проектирования? Побуждает ли такая работа преодолевать себя?
ZX-C64: Слишком сложный вопрос. Из зоны комфорта не выхожу.
MODLABS: Какой проект вызвал у тебя больше всего трудностей и почему?
ZX-C64: Любой, где надо лезть в плату, чтобы посмотреть, как было что-то сделано у образца. Потому что много пыли получается, пока до внутренних слоев доберешься
MODLABS: Возможно ли организовать полный цикл разработки электронного устройства в нашей стране? С какими трудностями ты сталкиваешься, когда готовишь свои продукты?
ZX-C64: Можно, вопрос денег. Финансовый и долгая логистика.
MODLABS: Что в процессе производства устройства является лично для тебя самым сложным?
ZX-C64: Сборка
MODLABS: Не возникало ли у тебя желание забросить разработку устройств и уйти «в тень»? Если да, то почему?
ZX-C64: Возникает. Надоедает.
MODLABS: Насколько трудно найти специалистов, способных участвовать в разработке электронных изделий и было ли когда-нибудь желание собрать собственную команду разработчиков?
ZX-C64: За деньги, думаю, нет сложностей. Такого желания не было.
MODLABS: Обязателен ли для тебя коммерческий успех при создании устройства? Чего больше – работы в ноль/минус или всё, что ты делаешь, прибыльно?
ZX-C64: О каком коммерческом успехе можно говорить? Если бы я пошел сторожем в детский сад напротив, то за все потраченное время, получил бы гораздо больше денег.
MODLABS: Можешь сформулировать что является для тебя показателем успешности созданного продукта?
ZX-C64: Когда работает так, как задумывалось.
MODLABS: Планируешь ли ты изготовление устройств для современных ПК?
ZX-C64: Не планирую, нет квалификации.
MODLABS: Что является главным препятствием при создании «старых-новых» устройств?
ZX-C64: Доступность компонентов, может быть.
MODLABS: Как ты считаешь, реально ли воспроизвести функционал старых видеокарт на ПЛИС? Если да, какие специалисты тебе бы потребовались для выполнения такой работы?
ZX-C64: Реально. Я очень далек от этой темы и не обладаю нужными знаниями в области программирования микроконтроллеров и FPGA.
На фото - V5 new proto - Прототип Voodoo 5 5500 PCI производства zx-c64
MODLABS: Кажется, это где-то было, но…. Ты задумывался над изготовлением легендарной Voodoo5 6000?
ZX-C64: Вопрос финансов.
MODLABS: Раз уж о 6000-й зашёл разговор, при наличии у тебя готовой карты собственной разработки, ты бы смог перевести её на DDR память и добавить возможность установки в платы, поддерживающие только 1.5V AGP?
ZX-C64: Нет. Скорее всего нет.
MODLABS: Как-то раз ты сказал, что модификация драйверов 3dfx для поддержки T&L – безумие. Но если пофантазировать, ты бы смог сделать видеокарту 3dfx c поддержкой T&L, которая при наличии модифицированных драйверов, могла бы работать в играх?
ZX-C64: Я могу только соединить что-то между собой дорожками на текстолите, остальное не в моих силах.
MODLABS: Как ты считаешь, какие из устройств рассчитаны на «долгую» жизнь – 3dfx Voodoo 3/4/5 или NVIDIA TNT2/GeForce 256/2 GTS? Расскажи, в чём разница?
ZX-C64: Не знаю. Что вообще значит долгая жизнь? Если работа 24/7 когда они были новые, то в общем, железо для аркад и маков тех пор самое выносливое. Если то, сколько эти железки еще проработают, то это лотерея.
MODLABS: До сих пор ты делал замечательные образцы ускорителей на чипах от 3dfx и только от 3dfx. Почему так? Это основано лишь на интересе публики или же это твои личные предпочтения?
ZX-C64: Наличие своего API, большая библиотека софта, наличие документации, интересная архитектура.
MODLABS: На твой взгляд, какая из компаний прошлого сделала для индустрии настольной 3D-графики больше всего?
ZX-C64: Если из ныне не существующих, то 3dfx.
MODLABS: Не буду выпытывать конкретику, но не спросить я не могу. Кроме видеокарт, есть желание попробовать создать более простые и массовые устройства? Если да, то какого типа железо тебя бы заинтересовало?
ZX-C64: Есть желание сделать какую-нибудь материнскую плату.
MODLABS: Спасибо. Хочется верить, что ты продолжишь свои изыскания и разработки, они, безусловно, нужны сообществу. Новые ускорители 3dfx тоже нужны, без них не существует ретро-игр на ПК.
ZX-C64: Спасибо за вопросы, пока!
Уверен, что в одном интервью невозможно задать все вопросы. Полагаю, что всё, что интересует лично вас, вы можете спросить у zx-c64 в этой ветке нашего форума.