Если проследить за развитием x86 архитектуры, то появление в 1993-м году процессоров Pentium первого поколения (P5) стало очень знаковым событием, которое существенно изменило мир настольных компьютеров. Это маркетинговое наименование стало нарицательным на долгие годы и каждый, кто хоть что-то понимал в ПК, мечтал получить на свой стол «его» - компьютер с процессором Pentium или, в простонародье – «пнём». Да, в параллель с Pentium продавались и были актуальны различные x86 процессоры от других производителей, оригинальные и не оригинальные 80486 и 80386 и даже «двушки», но флагманом уже был тот самый Pentium. Новая линейка от Intel стартовав с двух моделей, работающих на частотах 60 и 66 МГц, стала постепенно наполняться более производительными моделями, рассчитанных на установку в новые процессорные разъёмы. (модели линейки OverDrive оставим за скобками). Спустя примерно два года, в 1995-м частота Intel Pentium достигла 133 МГц, что в пересчёте на «классические» мегагерцы «четвёрки» в отдельных задачах можно было умножать на два и для многих это было просто фантастикой, ведь стоимость систем со столь быстрыми процессорами была посильна «не только лишь всем». Если смотреть с начала девяностых, то судя по линейке процессоров Pentium, прорыв в производительности случился фантастический, однако скорости не бывает мало и под конец 1995-го Intel взяла и ошарашила всех появлением процессоров революционных Pentium Pro, в основе которых лежала уже совсем иная архитектура – P6 и её задела хватило уже на десятилетия вперёд и даже сейчас, в современных ПК мы используем наработки того далёкого времени.
Тогда, в 1995-м, процессоры Pentium Pro были нужны лишь избранным, тем, кто подобные капиталовложения мог окупить или тем, у кого были задачи, по своей важности и объёму перекрывающие стоимость любого «железа». Подумать только, рекомендованная розничная цена на флагманскую модель с 512 Кбайт кэша второго уровня колебалась в районе 1530$! И это так называемая «рекомендованная розничная стоимость» одного лишь процессора!
Pentium Pro стали устанавливать в мощных рабочих станциях, серверах, и первых «больших машинах», которые нынче называются суперкомпьютерами. Сложно представить себе человека, который целенаправленно покупает себе систему на базе Pentium Pro, чтобы поиграть в какой-нибудь Doom II или Dark Forces. Зато сейчас, по прошествии почти 30-ти лет, мы имеем возможность выбирать лучшее железо своего времени и использовать его так, как хочется нам. Если у вас стоит задача собрать технологическое совершенство своего времени, то система на базе Pentium Pro является эталоном середины 90-х. Более того, запас прочности таких систем без учёта апгрейда (который возможен), исходя из времени анонса обычных «пней», составляет примерно 1,5 -2 года, что достаточно много. Я уже не говорю о том, что даже позже, уже в 1998-м, у многих в нашей стране были более слабые компьютеры, играть на которых по современным меркам было «невозможно». Но мы прекрасно играли и наслаждались!
Особый шарм системам на Pentium Pro придаёт и тот факт, что в момент выхода легендарных ускорителей 3dfx Voodoographics именно этот процессор был флагманом, поспорить с которым в играх обычный Pentium не мог за счёт уже «устаревшей» архитектуры. Таким образом, многочисленные любители Pentium Pro и ещё более многочисленные любители ускорителей 3dfx сегодня могут собрать себе отличный игровой компьютер из процессора Pentium Pro и ускорителя Voodoo graphics, который будет способен показать достойную производительность и совместимость в классических DOS играх и не менее хорошую совместимость и производительность в ранних 3D играх под MS-DOS и Windows 95 середины девяностых. И казалось бы, картина маслом написана чётко и ясно, но не всё так однозначно…
В среде компьютерных археологов часто бытует мнение о том, что ретро-системы нужно собирать только в духе времени, дескать, только такие сборки переносят вас в волшебный мир старых добрых игр и передают «те самые» аутентичные ощущения от процесса. С таким заявлением было бы весьма сложно спорить, если бы не целая куча иных факторов, влияющих на «те самые» ощущения. К примеру, вам уже не 10-12 лет, а 38 или даже 40 годиков и как бы вы не хотели, вы не только не помните «как оно было на самом деле», но и ощутить всё заново один-в-один точно не сможете, поясница не даст. Я уже не говорю о том, что далеко не все хотят повторять прошлые ощущения. Некоторые просто хотят поиграть в удовольствие, здесь и сейчас, на том, что у них есть или что лежит ближе всего под рукой и всё.
Короче говоря, нет никакого единого рецепта для любителей поиграть в старые добрые игры. Есть масса точек зрения, каждая из которых имеет право на существование и может дать почву для здоровых дискуссий в среде увлечённых компьютерной стариной людей. Этот материал представляет собой одну из попыток посмотреть на тему старых добрых игр как раз с одной из таких точек зрения. Перед тем, как что-то собирать и тестировать, я бы хотел обозначить основные вопросы, которые у меня возникли после всех вышеизложенных мыслей:
- Во времена Voodoo graphics мало кто думал и, тем более, знал о технологии SLI. Компания Quantum3D появилась лишь в 1997-м и только тогда выпустила на рынок «профи» свои варианты Voodoo graphics с использованием уже заложенной поддержки рендеринга на нескольких видеочипах. Интересно, насколько использование SLIсвязки из пары первых Voodoo имеет смысл, если установлен старший процессор Pentium Pro 200 МГц с 512 Кбайт кэш памяти? Есть ли смысл обновления одного Voodoo graphics до флагманского «бутерброда» с поддержкой SLI и что изменится с точки зрения совместимости?
- Если отходить от аутентичности и постараться сделать систему максимально функциональной, что сможет предложить последний чип линейки Voodoo – VSA-100? Насколько он быстрее Voodoo graphics в условиях ограничения платформы? Что с функциональностью? Как там совместимость?
Для того, чтобы получить ответы на свои вопросы, я приготовил небольшой тестовый стенд, в основе которого тот самый процессор Intel Pentium Pro 200 МГц с 512 Кбайт кэш памяти. Его внешний вид напоминает мне двигатель американского muscle car. Если бы он мог работать без принудительного воздушного охлаждения и радиатора, то в моём личном рейтинге это был бы самый красивый ретро-процессор.
Фото процессора Pentium Pro 200.
Материнских платы для Pentium Pro у меня всего две - Chaintech 6ITM (6ITM0) и Intel VS440FX (Intel Venus). Каждая из этих плат хороша по-своему и для постоянного использования сложно однозначно определить ту, которую использовать лучше, но для обзора я взял плату Intel VS440FX и связано это с тем, что на слотах PCI присутствует 3.3в линия питания, в то время как на плате Chaintech такой линии по умолчанию нет, нужно добавлять. Для питания ускорителя на базе VSA-100 питание 3.3в обязательно!
Фото материнской платы Intel VS440FX (Venus)
Раз уж я упомянул о том, что выбор между платами не такой однозначный, то хочу пояснить почему, ведь с точки зрения производительности и наличия слотов расширения они различаются непринципиально. Дело в том, что я всегда рассматриваю материнские платы с точки зрения их возможностей по замедлению центрального процессора и, конечно, считаю, что идеальный способ замедления – это «натуральное» замедление посредством управления частоты системной шины и множителя процессора. Если говорить о возможностях платы Intel, то они отражены в табличке:
Рисунки с частотами шины и множителями
Гладя на эти таблицы очевидно, что минимальная рабочая частота, которую можно выставить силами перемычек на плате, составляет 120 МГц. Дальше требуются манипуляции с кэш памятью и прочие ухищрения, позволяющие добиться приемлемой совместимости в чувствительных к скорости процессора приложениях. В случае с Chaintech 6ITMэтот порог ниже за счёт возможности установки частоты системной шины равной 50 МГц, что вкупе с множителем 2xдаст волшебные 100 МГц. При этом, не надо забывать, что с учётом более высокой удельной производительности PentiumPro, в ряде приложений такая машина будет по скорости эквивалентна классическому Intel Pentium 133 МГц.
Оперативная память. Набор из четырёх модулей EDO SIMM ёмкостью 32 Мбайт каждый, даёт суммарный объём в 128 Мбайт. По меркам ноября 1995-го года — это очень серьёзный набор ОЗУ, которого с головой хватает для решения поставленной задачи и даже есть запас прочности без вреда стабильности работы Windows 95 OSR2, которая будет установлена на подопытную платформу.
Фото оперативной памяти EDO SIMM 4x32 Мбайт
Поскольку цель материала не в рассмотрении всех аспектов конкретной сборки, а принципиальные исследования в области производительности и совместимости видеосистемы, подробно останавливаться на звуковой плате и её особенностях я не стану, скажу лишь, что в качестве звуковой платы будет выступать новинка сезона 2021-го года AWE64 Legacy. Коротко: это прекрасная звуковая плата – комбайн, обеспечивающий всё необходимое – совместимость с SoundBlaster разных версий, OPL3 и MPU-401. Если добавить дочернюю MIDI плату по вкусу, то одной AWE64 Legacy можно решить большинство задач в области звука под DOS и ранний Windows 9x. Основной массе возрастных детей будет достаточно лишь одной такой звуковухи для всего.
Фото звуковой карты AWE64 Legacy
В качестве накопителя данных буду использовать весьма специфическую и редкую связку в виде UW SCSI контроллера Adaptec AHA-2940UW + SCSI-SATA переходник и SSD накопитель Transcend на 32 Гбайт. Всегда хотел попробовать Windows 95 загружать с твердотельника!
Фото SCSI контроллера и SCSI -> SATA переходника вместе с SSD
А вот о видеоподсистеме хочу поговорить подробнее, поскольку с появлением Windows 95 началась новая эра в развитии игровой индустрии – эра мультимедиа и 3D-графики и система на базе Pentium Pro должна обладать всеми передовыми визуальными возможностями того времени. В 1996-м году компания 3Dfx interactive inc. представила простой и недорогой способ получить качество картинки аркадных автоматов на обычном настольном компьютере. Для этого нужно было просто добавить отдельную плату – 3Dfx Voodoo graphics. Всё. Поставил драйвер и играешь, не меняя в своём ПК ничего. Главное, чтобы он соответствовал минимальным системным требованиям. Эта идея просто не могла не понравится, поскольку количество плюсов в этом решении существенно перекрывала минусы. Я не буду повторять азы, все вы знаете, как Voodoo graphics подключался и соединялся, остановлюсь на общих плюсах и минусах:
Плюсы:
- Относительно невысокая стоимость;
- Лёгкость установки и простота настройки;
- Существенный прирост производительности относительно программного рендеринга;
- Существенный рост визуального качества изображения относительно программного рендеринга.
Минусы:
- Падение качества картинки за счёт установки ускорителя «в разрыв» с видеокартой;
- В редких случаях проблемы с совместимостью при работе с отдельными видеокартами.
Нужно понимать, что все эти плюсы были справедливы тогда. Они актуальны для своего времени, с учётом реальной технической оснащённости игровых машин и экономических возможностей их владельцев. С точки зрения современной, уровень производительности в 30 кадров в секунду, который рекламировала сама компания 3Dfx, уже не является столь впечатляющим. Многие из нас жаждут большей плавности и отзывчивости, особенно с учётом того, что те самые 30 fpsтогда не были постоянными, а просадки до 20-25 кадров вполне себе случались. Вот игровые автоматы могли похвастать стабильной производительностью с высокой частотой смены кадров, а настольные ПК пока что нет, даже если это топовый Pentium Pro. Я хотел заставить машинку на базе Pentium Pro показать 40-60 fps в первых 3D-играх (до 1998-го года выпуска) и для этого решил использовать SLI связку из пары прокаченных до предела ускорителей Voodoo graphicsпроизводства zx-c64:
Фото ускорителей King Shaman
На самом деле, существуют два варианта такой конфигурации Voodoo graphics. Stoned Shaman – это первая версия продукта, построенная на базе двух ускорителей – один которых является главным (Master), а второй второстепенным (Slave). Связка занимает два слота PCI и объединяется SLI мостиком, принцип работы не отличается от аналогичного для классической связки Voodoo2 SLI, с той лишь разницей, что места установки плат в слоты расширения имеет значение и зависит от порядка прохождения инициализации PCI устройств в BIOS материнской платы. Второй вариант – это KingShaman или «Королевский Шаман», когда связка из пары ускорителей Voodoo graphics размещается на одной печатной плате и требует много свободного места «в длину». В этом случае не нужно подключать никаких SLI мостиков, просто поставил и соединил хвостом с основной видеокартой. Но есть у King Shaman ещё одна фишка, которая досталась ему от Quantum3D Obsidian – возможность установки «на борт» дочерней платы, которая может нести на себе различные видеокарты! Таким образом отпадает необходимость в отдельной видеокарте и качество аналогового сигнала при использовании Voodoo graphics практически не страдает. На сегодняшний день к установке на King Shaman доступны следующие дочерние платы:
- MGV-2020 (S3 Trio64v2 4 MB, Mate Black)
- MGV-2020 (S3 Trio64v2 4 MB, Glossy Green)
- MGV-2020v2 (S3 Trio64v2 4 MB, Glossy Black)
- MGV-2020v3 (S3 Trio64v2 4 MB, Mate Black)
- MGV-2022 (Voodoo3 3000 16 MB, Mate Black)
- PCX2 (PowerVR PCX2 4MB, Mate-Black)
И хотя у меня есть оба варианта реализации SLI на основе Voodoo graphics, и хотя визуально Stoned Shaman мне очень нравится, в этот раз я сделал ставку на King Shaman. Мне было интересно поработать с переменными окружения и заставить ускоритель менять своё состояние без соблазна «физического вмешательства». Для постоянного использования я также рекомендую, Королевский Шаман для большинства пользователей, в силу вышеозначенных возможностей и особенностей. Но помните, вне зависимости от выбора, оба решения требуют хорошего охлаждения, организация которого просто обязательна!
Когда на стенде был установлен King Shaman, роль 2D карты выполняла дочерняя плата MGV-2020v3 (S3 Trio64v2 4 MB, Mate Black). Таким образом, аутентичная во времени графическая связка состоит из видеокарты на базе S3 Trio64v2 и пары графических ускорителей 3Dfx Voodoo graphics.
Теперь поговорим о неаутентичной части. Зачем вообще мне понадобилось рассуждать о таком, если можно собрать прекрасную конфигурацию из устройств, которые существовали или могли существовать во времена актуальности выбранной платформы? Сказать по правде, о таких «союзах» я задумывался уже достаточно давно и в разных вариациях, и для разных машин, да и до меня люди (порой неосознанно, а по необходимости) собирали подобные машины.. А вот почему я вообще об этом задумывался? Если говорить без привязки к конфигурации и времени, то вот мой ответ:
- Лёгкая доступность недорогого массового решения из будущего, вместо дорогого аутентичного;
- Максимизация функциональных возможностей – получение аппаратного ускорения отдельных функций, получение цифрового выхода, снижение шума и т.д.;
- Достижение целевых показателей в области визуального оформления сборки.
Если вышеозначенные аргументы не ломают ваше чувство прекрасного, значит эта часть материала для вас. Остальные могут сказать мне «кто я после этого». Так вот. Общие аргументы я уже давно практикую и использую, когда это допустимо, а что касается конкретной сборки, то тут моё желание добавить «гостя из будущего» было сформировано благодаря одному коллекционеру, Константину, который недавно купил Mini-Me (3dfx Voodoo4 4500 PCI) от zx-c64 в свою сборку на Pentium Pro.
Фото Mini-Me
Мне стало интересно его желание создать такую пару, и я решил смоделировать ситуацию для себя. Представил, а чем конкретно в такой сборке эта карта будет лучше старого доброго Voodoo graphics?
- Производительность. Почти наверняка VSA-100 будет быстрее, даже несмотря на то, что ограничителем производительности будет связка «процессор-ОЗУ».
- Наличие цифрового выхода у Mini-Me. Особенно остановлюсь на этом плюсе! Дело в том, что все аутентичные ускорители 3Dfx Voodoo graphics в своей работе использовали аналоговый сигнал для вывода картинки на монитор. В те времена цифровой передачи видеосигнала в настольных игровых компьютерах не использовали, а на столе у всех у нас стояли классические пузатые ЭЛТ мониторы со всем известными D-Sub разъёмами. При использовании классических и новодельных Voodoo graphics ситуация не поменялась – везде аналоговый сигнал. К плюсам можно отнести совместимость, а вот главным минусом является искажённое изображение. Причём, вне зависимости от качества кабеля, типа и размера монитора, помехи в изображении всё равно есть. Они могут быть незначительны, но они различимы. И побороть это можно лишь только сняв цифровой сигнал с DAC Voodoo graphics и отправив его на «цифру» монитора. В настоящий момент «в серии» таких решений нет. И поскольку почти у каждого любителя ретро на столе стоит ЖК монитор с цифровым выходом, было бы очень кстати получить карту, которая может показать качество картинки 3dfx настолько хорошо, насколько это возможно. И с Mini-Me это реализуется в полный рост. Никаких тебе помех и наводок, эталонная картинка.
- Компактность. Mini-Me – низкопрофильная видеокарта, влезет везде, где есть свободный 3.3в PCI разъём.
- Низкий уровень шума. На Mini-Me установлен тихий вентилятор и в плане охлаждения карта самодостаточна, не надо городить обдув монструозных SLI связок.
- Поддержка 32-бит рендеринга и больших текстур, а также программного 2xAA. Очевидно, что для системы с Pentium Pro и ранних игр это не требуется, но кое-где 32 бита включить можно, а полноэкранное сглаживание в ранних играх повысит качество картинки и не убьёт производительность. Потенциально – круто и применимо даже в DOS.
- Если Mini-Me всё равно упирается в процессор, то почему-бы не зашить в неё более низкие тактовые частоты, снизив энергопотребление и тепловыделение? Может быть, получится и вовсе использовать её без вентилятора на постоянной основе?
- Неплохая совместимость с DOS играми, возможность добавление русских шрифтов прямо в BIOSвидеокарты. Для некоторых это может быть неплохой шанс по отказу от второй видеокарты PCI или ISA.
Из возможных минусов, которые сразу всплывают и часть из которых требуется проверить:
- Карта не имеет драйверов для Windows 3.1. Если это требуется, отказаться от второй видеокарты не выйдет.
- Совместимость с ранними 3D играми под DOS и Windows 95. Вот этот минус самый потенциально опасный. Существует масса попыток заставить работать на VSA-100 игры под DOS и по отзывам, многие попытки не увенчались успехом. В системе такого класса это важно, поскольку процессор Pentium Pro сильно ограничивает «вверх» диапазон игр, в которые можно играть комфортно. Я хочу сам проверить, что будет работать, а что – нет, поскольку у меня есть теория, что помимо банальной несовместимости игр с VSA-100 и новыми версиями Glide библиотек есть ещё ряд факторов, из-за которых люди не могут запустить игры на Voodoo4.
Короче говоря, я приготовил ранний образец Mini-Me (rev. 0.9), на зелёном текстолите и решил, что этот малыш поможет мне подтвердить или опровергнуть все мои сомнения относительно возможностей «гостя из будущего» в флагманской системе 1995-го года.
Пришла пора переходить к практическому исследованию. Перед вами тестовая конфигурация:
Тип устройства |
Наименование |
Центральный процессор |
Intel Pentium Pro 200 МГц (512 Кбайт кэш) |
Материнская плата |
Intel VS440FX (i440FX) |
Оперативная память |
128 Мбайт EDO SIMM (66 МГц) |
Видеокарта / графический ускоритель |
zx-c64 Stoned Shaman PCI (3Dfx Voodoo graphics SLI, 20 Мбайт) + zx-c64 S3 Trio64v2 DB, 4 Мбайт zx-c64 Mini-Me PCI (3dfx Voodoo4 4500, 32 Мбайт, 166/166 МГц) |
Звуковая карта |
AWE64 Legacy |
Дисковая подсистема |
Adaptec AHA-2940UW + SCSI-SATA + Transcend SSD 32 Гбайт |
Привод компакт-дисков |
Некий привод ASUS ;) |
Операционная система |
Microsoft Windows 95 OSR 2 |
Корпус и БП |
Открытый тестовый стенд + Seasonic SS-1250XM Active PFC F3 |
Для начала хочу показать, на что способны карты в 3D играх. Для этого были выбраны 4 продукта, один из которых, синтетический бенчмарк, Final Reality, должен показать возможности карточек в Direct3D. Другие три игры – яркие представители мира ранних 3D игр, высокая скорость работы которых для многих являлась эталоном в оценке производительности ПК. Ниже представлена методика тестирования.
Наименование |
Тип бенчмарка |
Способ замера |
Final Reality 1.01 |
Встроенный (D3D) |
Advanced options -> Снимаю галочку сустановки Run All tests 5-times. Показатель – 3D Performance |
Descent 2 |
Встроенный (Glide) |
После начала игры набрать 'frametime' для показа счётчика кадров в реальном времени. Также используется встроенная демонстрация(descent2.dem) |
GLQuake |
Встроенный (OpenGL / Wrapper) |
Timedemo demo2 Timedemo demo3 |
Quake II |
Встроенный (OpenGL / Wrapper) |
timedemo 1 demomap demo2.dm2 |
Ещё до начала тестирования было очевидно, что с точки зрения производительности фаворитом гонки, конечно, будет Mini-Me. При таком разрыве в поколениях, связке Voodoo graphics, работающей в SLI, не поможет ни мультитекстурирование, ни увеличенный объём видеопамяти, да и список поддерживаемых разрешений далёк от возможностей Voodoo 4, которая способна к обработке 3D в разрешении 1600x1200 (и это без наводок и необходимости в автоподстройке сигнала). Тем не менее, в конкретной ситуации Voodoo graphics «на максималках» хоть и отстаёт от VSA-100, однако такое отставание назвать критическим нельзя, особенно, если на King Shaman выключить V-Sync*. (*в SLI режиме для Voodoo graphics и Voodoo 2 я бы отключал синхронизацию частоты смены кадров с осторожностью, поскольку вместе с ростом производительности возможно появления эффекта «расслаивания» картинки на полосы). Разумеется, незначительный отрыв Mini-Me от King Shaman связан с ограничениями используемой платформы, а точнее – процессора Pentium Pro 200 МГц, который хоть и являлся флагманом на момент появления Voodoo graphics, всё равно слабоват в вопросах раскрытия потенциала максимальной конфигурации первого Voodoo…. Что уж говорить о VSA-100. Итоги замеров производительности представлены ниже:
GL Quake 0.97 (1.09), fps - Pentium Pro 200 МГц 512 Кбайт / 128 Мбайт ОЗУ |
||
Ускоритель | 640x480 | 640x480 AA |
zx-c64 Mini-Me (Voodoo 4 4500 PCI HDMI 32 Мбайт) | 80,0 | 68,3 |
zx-c64 King Shaman (Voodoo graphics mode 4 Мбайт) V-Sync-Off | 23,0 | --- |
zx-c64 King Shaman (Voodoo graphics 2xTMU 4 Мбайт) V-Sync-Off | 38,8 | --- |
zx-c64 King Shaman (Voodoo graphics SLI 24 Мбайт) V-Sync-On | 56,5 | --- |
zx-c64 King Shaman (Voodoo graphics SLI 24 Мбайт) V-Sync-Off | 76,4 | --- |
GL Quake 0.97 (1.09), fps - Pentium Pro 200 МГц 512 Кбайт / 128 Мбайт ОЗУ | ||
Ускоритель | 800x600 | 800x600 AA |
zx-c64 Mini-Me (Voodoo 4 4500 PCI HDMI 32 Мбайт) | 78,6 | 50,7 |
zx-c64 King Shaman (Voodoo graphics SLI 24 Мбайт) V-Sync-On | 44,6 | --- |
zx-c64 King Shaman (Voodoo graphics SLI 24 Мбайт) V-Sync-Off | 62,6 | --- |
GL Quake 0.97 (1.09), fps - Pentium Pro 200 МГц 512 Кбайт / 128 Мбайт ОЗУ | |||
Ускоритель | 1024x768 | 1280x1024 | 1600x1200 |
zx-c64 Mini-Me (Voodoo 4 4500 PCI HDMI 32 Мбайт) | 57,8 | 41,1 | 30,8 |
zx-c64 King Shaman (Voodoo graphics SLI 24 Мбайт) | --- | --- | --- |
Quake II (3.20), fps - Pentium Pro 200 МГц 512 Кбайт / 128 Мбайт ОЗУ | ||
Ускоритель | 640x480 | 640x480 AA |
zx-c64 Mini-Me (Voodoo 4 4500 PCI HDMI 32 Мбайт) | 44,8 | 44,9 |
zx-c64 King Shaman (Voodoo graphics mode 4 Мбайт) V-Sync-Off | 16,0 | --- |
zx-c64 King Shaman (Voodoo graphics 2xTMU 4 Мбайт) V-Sync-Off | 26,6 | --- |
zx-c64 King Shaman (Voodoo graphics SLI 24 Мбайт) V-Sync-On | 35,5 | --- |
zx-c64 King Shaman (Voodoo graphics SLI 24 Мбайт) V-Sync-Off | 36,9 | --- |
Quake II (3.20), fps - Pentium Pro 200 МГц 512 Кбайт / 128 Мбайт ОЗУ | ||
Ускоритель | 800x600 | 800x600 AA |
zx-c64 Mini-Me (Voodoo 4 4500 PCI HDMI 32 Мбайт) | 45,1 | 43,7 |
zx-c64 King Shaman (Voodoo graphics SLI 24 Мбайт) V-Sync-On | 30,2 | --- |
zx-c64 King Shaman (Voodoo graphics SLI 24 Мбайт) V-Sync-Off | 35,9 | --- |
Descent 2 for 3dfx, fps - Pentium Pro 200 МГц 512 Кбайт / 128 Мбайт ОЗУ | ||
Ускоритель | 640x480 | --- |
zx-c64 King Shaman (Voodoo graphics mode 4 Мбайт) V-Sync-Off | 55,0 | --- |
zx-c64 Mini-Me (Voodoo 4 4500 PCI HDMI 32 Мбайт) | 63,0 | --- |
zx-c64 King Shaman (Voodoo graphics SLI 24 Мбайт) | 55,0 | --- |
Final reality 1.01 3D Performance, баллы - Pentium Pro 200 МГц 512 Кбайт / 128 Мбайт ОЗУ | ||
Ускоритель | 640x480 | --- |
zx-c64 Mini-Me (Voodoo 4 4500 PCI HDMI 32 Мбайт) | 3,05 | --- |
zx-c64 King Shaman (Voodoo graphics SLI 24 Мбайт) | 3,12 | --- |
Результаты замера производительности
В качестве промежуточного итога отмечу, что Mini-Me показывает устойчивую производительность в самых ходовых разрешениях, приятная опция – возможность играть в более высоких разрешениях для тех игр, в которых такая возможность предусмотрена, например – GL Quake. Более того, для протестированных игр вполне можно использовать полноэкранное сглаживание, производительность позволяет.
Поскольку основной задачей было сравнение Voodoo graphics SLI с VSA-100 в стандартных, ходовых режимах, я не измерял производительность Mini-Me в высоких разрешениях и с FSAA во всех возможных играх, а привёл лишь отдельные примеры, которые показывают ориентировочный уровень производительности.
Высокая или, как минимум, достаточная производительность – это хорошо, однако как быть с совместимостью? Перед вами список игр и технологических демонстраций, которые мне лично показались актуальными для включения в материал. Давайте посмотрим, насколько Mini-Me совместима с играми, разработанными на заре развития 3Dускорителей. Прокомментирую систему баллов: 1 балл – играть можно, если незначительные ошибки в рендеринге где-то и есть, то они не вызывают болезненных ощущений; 0,5 – игра запускается и при большом желании в неё можно играть, но комфортной эту игру назвать невозможно и лучше выбрать либо другой ускоритель в линейке 3dfx, либо играть в режиме программной обработки; 0 – игра не работает на выбранном ускорителе – не запускается, виснет или изображение искажено полностью.
Наименование |
Тип |
ОС |
Статус проверки VSA-100 |
Mini-Me |
King Shaman |
3dfx Voodoo1 Demo "Wizard of Tower" |
Демо |
Win95 |
Работает |
1 |
1 |
3dfx Voodoo1 Demo "Valley of Ra" |
Демо |
Win95 |
Работает |
1 |
1 |
3dfx Voodoo1 Demo "Race" |
Демо |
Win95 |
Работает |
1 |
1 |
Nature |
Демо |
DOS |
Работает |
1 |
1 |
3dfx Benchmark "Wizmark" V3.0 |
Бенч |
Win95 |
Работает |
1 |
1 |
Final Reality 1.01 |
Бенч |
Win95 |
Работает |
1 |
1 |
Dreams To Reality |
Игра |
DOS |
Не работает |
0 |
1 |
EF 2000 |
Игра |
DOS |
Запускается меню, при выходе на миссию – чёрный экран |
0 |
1 |
Extreme Assault |
Игра |
DOS |
Работает с патчем 1.23,ы c любым патчем до 1.23 , запускается в Glide, но сразу виснет |
1 |
1 |
Lands Of Lore 2: Guardians of Destiny |
Игра |
DOS |
Работает |
1 |
1 |
Blood |
Игра |
DOS |
Не работает, зависает до показа игрового меню |
0 |
1 |
Grand Theft Auto |
Игра |
DOS |
Работает |
1 |
1 |
Archimedean Dynasty |
Игра |
DOS |
Не работает (Игра запускается, однако при переходе в сцены с 3D – чёрный экран) |
0 |
1 |
Screamer 2 |
Игра |
DOS |
Работает, визуальные артефакты в оверлее |
0,5 |
1 |
Starfighter 3000 |
Игра |
DOS |
Не работает, возможно проблема с патчем |
0 |
1 |
Screamer Rally |
Игра |
DOS |
Работает, однако наблюдаются большие проблемы с 2D элементами оверлея |
0,5 |
1 |
The Elder Scroll Redguard: Adventures |
Игра |
DOS |
Работает. |
1 |
1 |
X-CAR: Experimental Racing |
Игра |
DOS |
После установки патча 1.2, игра запускается, но экран заполнен цветным мусором |
0 |
1 |
Need for Speed II SE |
Игра |
Win95 |
Работает. Если игра вылетает после прохождения гонки, поэкспериментируйте с версией Glide2x.dll |
1 |
1 |
Tomb Raider |
Игра |
Win95 |
Работает. Не используйте старые сохранения, сделанные в режиме Software |
1 |
1 |
Turok: Dinosaur Hunter |
Игра |
Win95 |
Работает |
1 |
1 |
Carmageddon: Splat Pack |
Игра |
DOS |
Работает |
1 |
1 |
Whiplash (Fatal Racing) |
Игра |
DOS |
Не работает |
0 |
1 |
Descent 2 |
Игра |
DOS |
Работает |
1 |
1 |
GLQuake |
Игра |
Win95 |
Работает |
1 |
1 |
Quake II |
Игра |
Win95 |
Работает |
1 |
1 |
G-Police |
Игра |
Win95 |
Работает, D3D |
1 |
1 |
MDK |
Игра |
Win95 |
Glide, Работает |
1 |
1 |
Nascar Racing 2 |
Игра |
DOS |
Glide, Работает |
1 |
1 |
Mech Warrior II Titans Mercenaries |
Игра |
Win95 |
Glide, Работает |
1 |
1 |
Процент совместимости |
73,30% |
100% |
При тестировании на совместимость я руководствовался следующими правилами:
- Выбрана платформа уже существовала на момент выхода всех указанных программ (с точки зрения общей производительности и основных функциональных характеристик, разумеется);
- Установка игр проводилась под управлением самых актуальных версий ОС - Windows 95 OSR 2 + MS-DOS 7;
- Установка игр выполнялась в каталоги (папки), предлагаемые игрой по умолчанию;
- Тестирование в DOS выполнялось как с активным менеджером памяти, так и без него;
- Тестирование проводилось с использованием физических носителей оригинального происхождения или записанных из ISO образов;
- При тестировании проверялись различные версии библиотеки Glide2x, для Mini-Me от Voodoo3 в том числе;
- В случае, если программа не запускалась, демонстрировала нестабильность в работе или визуальные артефакты, проверялись различные версии патчей, а также влияние настроек переменных окружения. Актуально как для DOS, так и для Windows 95.
Скорость VSA-100 также хороша, как и совместимость SST-1. Когда речь заходит о VSA-100, в играх первой волны всё, что работает, работает на высоте. В вопросах совместимости King Shaman ситуация такая: ускоритель на базе SLIсвязки Voodoo graphics если и вызывал капризы у игрушек, то все «вопросы» решались максимально быстро. Как правило, достаточно было выключить SLI или ограничить объём используемой для TMU видеопамяти. Таким образом, на карте King Shaman достигается 100%-я совместимость со всеми протестированными играми. Единственное замечание, если вы будете использовать King Shaman и ставить эксперименты по адаптации конфигурации карты под эталонные версии Voodoo graphics (1xTMU, 50 МГц частота, 4 Мбайт видеопамяти), не забывайте возвращать конфигурацию количества TMU в неопределённое положение, поскольку некоторые игры, например, Descent 2, могут зависать, если принудительно указать «SET SST_TMUCFG=2».
В случае с Mini-Me я не претендую на истину последней инстанции и не считаю, что в вопросах адаптации Mini-Meпод 3D игры первой волны больше ничего нельзя попробовать, но даже так, как провёл тестирование я, карта показала весьма неплохой результат! Фактически, три четверти из перечня проверенных игр работают! Сразу скажу, что я бы не хотел сейчас ставить точку в тестировании совместимости. Сделанную таблицу я постараюсь дополнять новыми результатами. Пожалуйста, предлагайте варианты переменных окружения или любых других настроек, которые я мог бы проверить для улучшения ситуации с совместимостью VSA-100, ведь у этого чипа много преимуществ.
Подводя итоги, не буду делать однозначный выбор в пользу того или иного графического ускорителя, а постараюсь сформулировать свои рекомендации по применению каждого из них:
King Shaman – карта для любителей аутентичности. Королевский Шаман является образцом совместимости и технологическим совершенством 1997-го года с точки зрения производительности. На этой карточке заработают любые игры, поддерживающие Glide, а производительность много, где будет на голову выше любой оригинальной Voodoographics и эквивалентна с возможностям флагманских решений Quantum3D. Благодаря возможностям расширения с помощь дочерних плат, можно поднять производительность в 3D ещё выше, не теряя совместимости (Силами дочернего модуля с Voodoo3), а можно обеспечить дополнительный уровень совместимости с 3D API (Дочерний модуль с PowerVR), я уже не говорю про одну из лучших реализаций работы с классическими VESA-режимами у модуля с чипом S3. Словом, такой комбайн не стыдно поставить как в компьютер, являющийся капсулой времени, так и в машину родом из конца 90-х начала 2000-х.
К не самым лучшим чертам King Shaman можно отнести большой размер, горячий нрав и отсутствие поддержки ряда передовых технологий, но тут уж ничего не поделать, чипсет Voodoo graphics такой, какой есть и вряд ли когда-то его сделают лучше.
Я бы рекомендовал King Shaman всем тем, кто любит пробовать игры разных жанров, играет много и ценит аутентичность, наслаждаясь владением вещами, которые вобрали в себя лучшее, что могла предложить индустрия прошлого.
Mini-Me. Компактный, тихий и весьма производительный 3D-ускоритель, обладающий полным арсеналом технологий, актуальных на закате 90-х. Вкупе с поддержкой цифрового видеовыхода, Mini-Me позволит играть во все игры до 2000-го года в актуальных разрешениях и при высоких или максимальных настройках графики при условии, что процессор и система памяти не станут препятствием. Поддержка полноэкранного сглаживания позволит заметно повысить качество картинки в ранних Glide играх с сохранением высокой скорости, если, конечно, эти игры работают на VSA-100.
Я рекомендую Mini-Me тем, кто смотрит на вопрос ретро игр с позиции прагматика. Если среди поддерживаемых VSA-100 ранних 3D игр вы нашли те, в которые хотели играть «на максималках», вам нужна тишина, компактность и высокое качество картинки, то Mini-Me для вас.
ОБСУДИТЬ МАТЕРИАЛ МОЖНО НА ФОРУМЕ